Проблемы Boeing нарастают как снежный ком
BA-AIR-SAF-LUV-UAL-ALGT-AAL-
Investing.com — После того как в январе на самолете Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines произошел инцидент, когда оторвалась дверная панель, Аннеке Палмертон узнала, что авиаперевозчик также отменил ее рейс в Орландо, пишет Reuters.
Это не стало неожиданностью для пассажирки, когда Alaska Airlines решила остановить работу своего парка самолетов MAX 9 после катастрофы 5 января. Она не знала, что этот инцидент станет тем «снежным комом», что повлияет на авиасообщение в ее родном городе Беллингеме, штат Вашингтон, и нарушит ее планы летать самолетами Southwest Airlines (NYSE:LUV) зимой.
Поломка двери произошла только на одном рейсе. Но последствия следующего кризиса в сфере безопасности полетов привели к росту расходов для всех тех, кто зависит от Boeing. Интервью с руководителями авиакомпаний, лидерами профсоюзов, пилотами, поставщиками, пассажирами и правительственными чиновниками показывают, как этот инцидент распространяется по мировой авиационной отрасли с оборотом в $1 трлн.
Вызванное этим сокращение поставок самолетов MAX компании Boeing ударило по доходам таких авиакомпаний, как Southwest, и некоторых поставщиков, которые планировали оснастить новые самолеты. Как показывают интервью, это доставило неудобства пассажирам, поскольку авиакомпании выполняют меньше маршрутов, и привело к замедлению темпов найма пилотов.
«Мы думали... что возникнут небольшие трудности, — сказала Палмертон, нотариус и организатор бракосочетаний в Беллингеме. — Мы и подумать не могли, что это перекинется на Southwest Airlines», — сказала Палмертон о решении авиакомпании сократить обслуживание в местном аэропорту.
Boeing является крупнейшим американским экспортером, в компании работает около 150 000 человек. Еще миллионы людей получают поддержку через цепочку поставок, включающую тысячи больших и малых предприятий по всему миру.
По оценкам экономиста Джозефа Брусуэласа, совокупный вклад компании в экономику США составляет $1 трлн в год, и она обеспечивает более 5 млн рабочих мест.
Boeing сослался на сделанные ранее комментарии руководства, в которых ситуация описывалась как сложная, но отмечалось, что усилия компании по повышению качества окупаются улучшением производственных процессов. Boeing рассчитывает вернуться к максимальному уровню производства — 38 самолетов в месяц — во второй половине года.
Под давлением регулирующих органов Boeing пообещал уделять приоритетное внимание безопасности, а не скорости, что замедлило производство реактивных самолетов. В первой половине 2024 года компания поставила 175 самолетов, что на 34% меньше, чем годом ранее, и на 46% меньше, чем передал клиентам ее европейский конкурент Airbus (EPA:AIR).
Из-за задержек с вводом в эксплуатацию некоторые поставщики не могут воспользоваться выгодами от своих инвестиций. Монреальский поставщик комплектующих Meloche Group инвестировал в этом году 10 млн канадских долларов ($7,34 млн) для удовлетворения растущего спроса, в том числе на двигатели LEAP, которые используются на самолетах MAX.
Но GE Aerospace и ее партнер французская Safran SA (EPA:SAF) ранее заявляли, что в этом году они снижают производство LEAP, ссылаясь на кризис с Boeing.
В настоящее время компания Meloche ожидает, что в этом году ее выручка на 5% не достигнет целевого показателя 150 млн канадских долларов, хотя генеральный директор Хьюг Мелош заявил, что продажи должны вырасти на 25% в 2025 году.
Инцидент, произошедший 5 января, добавил головной боли авиакомпаниям, которые и без того борются с задержками с двигателями на некоторых самолетах Airbus A320, а также с проблемами в цепочке поставок по всей отрасли.
Авиакомпании начинают готовиться за несколько месяцев до ввода в эксплуатацию нового самолета. Они нанимают и обучают пилотов, а также планируют свою сеть, что влечет за собой значительные затраты на подготовку и инфраструктуру. Задержки с поставкой самолетов означают, что они не могут окупить эти расходы.
Хотя финансовые последствия кризиса Boeing трудно поддаются количественной оценке, он негативно сказывается на доходах авиакомпаний и рабочих местах.
Бюджетная американская авиакомпания Allegiant (NASDAQ:ALGT), клиент Boeing, заявила, что задержки с поставками самолетов обходятся ей примерно в $30 млн в год.
United Airlines (NASDAQ:UAL), еще один клиент, сократила свои планы по найму персонала на год почти на 30%, сославшись на сокращение поставок самолетов. Конкурирующая авиакомпания American Airlines (NASDAQ:AAL) также сократила свои планы по найму персонала.
«Мы столкнулись с некоторыми задержками в поставках Boeing» — сказал в интервью Reuters в апреле финансовый директор American Девон Мэй. — Таким образом, мы, вероятно, не будем нанимать столько людей, сколько ожидали в январе«.
Еще более тяжелая ситуация в Southwest, которая управляет парком самолетов Boeing, и теперь столкнулась с перспективой «опосредованной борьбы», отчасти из-за задержек с поставками реактивных самолетов.
Компания нанимала персонал, предполагая, что в этом году получит 85 самолетов, но сейчас ожидает только 20.
Поскольку доходы компании находятся под давлением, Southwest решила сконцентрироваться на более прибыльных рынках и покинуть аэропорт Беллингема и 3 других аэропорта.
Компания прекратила набор пилотов и приостановила обучение новых сотрудников, а также разработала планы по сокращению рабочего времени пилотов и существенному снижению заработной платы.
Это кардинальный поворот в судьбе ее пилотов компании, которые еще полгода назад были настолько востребованы у конкурирующих перевозчиков, что компания с трудом пыталась стабилизировать уровень убыли.
На Беллингем приходится около 40% пассажиропотока Southwest Airlines. Его открытие в конце 2021 года помогло аэропорту небольшого города конкурировать в качестве альтернативы канадскому международному аэропорту Ванкувера по более низким тарифам, который в прошлом году обслужил почти 25 млн прибывающих и вылетающих пассажиров. Туристы из Канады составили более половины от общего пассажиропотока Беллингема, который, по оценкам, составил более 630 000 человек в прошлом году.
Городские власти оценивают экономический эффект от прекращения работы Southwest Airlines в августе. «Это определенно скажется на нашем сообществе», — сказал Кип Тернер, директор по авиации международного аэропорта Беллингем.
После инцидента, произошедшего 5 января, Boeing внезапно объявил о радикальных изменениях в руководстве, которые включили в себя уход своего генерального директора Дэйва Кэлхуна в конце года.
Производитель самолетов увеличил количество проверок на своих собственных предприятиях и предприятиях поставщиков, расширил обучение новых сотрудников и поручил менеджерам проводить больше времени в производственных цехах.
Руководители отрасли заявляют, что, хотя они и воодушевлены планом действий Boeing, им нужны результаты.
«Мы хотим, чтобы они производили самолеты высочайшего качества, чтобы мы могли уверенно и безопасно летать каждый день», — сказал финансовый директор Alaska Airlines Шейн Такетт.