Позор и удар по репутации: Boeing признал вину в мошенничестве
BA-
Investing.com — Производитель самолетов Boeing Co (NYSE:BA) признал свою вину в преступном сговоре в связи с двумя катастрофами лайнера 737 Max с летальным исходом. Такое признание стало позором для легендарного американского авиастроителя, заклеймив его как преступника. Однако с другой стороны, признание позволяет избежать ожесточенного противостояния в зале суда, ибо компания пытается оправиться от многочисленных кризисов, пишет Bloomberg,
Согласно соглашению с американской прокуратурой, Boeing грозит уголовный штраф в размере $487,2 млн — это максимум, разрешенный законом. Но фактическая сумма будет определена судьей, согласно данным Министерства юстиции. Минюст США попросил судью зачесть Boeing сумму ранее выплаченного штрафа, в результате чего новый штраф в случае одобрения снизится до $243,6 млн.
В рамках соглашения, требующего одобрения суда, компания установит корпоративный контроль и должна будет потратить не менее $455 млн на укрепление своих программ по соблюдению правил и безопасности в течение следующих 3 лет. Также будет установлен испытательный срок под надзором суда.
Признание вины стало «дном» в столетней истории компании после потрясений в течение нескольких лет, вызванных 2 авариями самолетов 737 Max в 2018 и 2019 годах, в результате которых погибло 346 человек. Соглашение также потенциально может осложнить взаимодействие Boeing с правительством США как крупного оборонного подрядчика и производителя президентских самолетов. Хотя компания, скорее всего, будет добиваться исключения из правил или изменения ситуации, что позволит ей продолжать вести бизнес в этих сферах.
С другой стороны, соглашение избавит Boeing от необходимости отвлекаться на уголовный процесс в то время, когда ее финансы в беспорядке состояние, а руководство — в подвешенном состоянии. Американская компания находилась в кризисе все последние 6 месяцев после аварии, едва не ставшей катастрофой, которая вызвала цепную реакцию, приведшую к признанию ею своей вины.
В мае Министерство юстиции США установило, что компания Boeing нарушила соглашение об отсрочке судебного преследования от 2021 года, связанное с авариями, произошедшими в последние дни правления администрации Трампа. Это произошло после того, как 5 января, за несколько дней до истечения срока действия соглашения, на самолете 737 Max 9 лопнула панель фюзеляжа.
Позже Министерство юстиции пришло к выводу, что компания Boeing не выполнила требование соглашения о внедрении эффективной программы по предотвращению и выявлению нарушений законодательства о мошенничестве.
Правительство США и Boeing пока дорабатывают соглашение и планируют представить окончательный его вариант о признании вины компанией к 19 июля.
В результате аварии фюзеляжа в руководящем составе Boeing возникла сумятица, пока совет директоров ищет нового генерального директора, который сменит Дэйва Калхуна в конце года. На финансах компании также сказывается снижение темпов производства после аварии в январе, поскольку компания работает над повышением качества и переобучением работников под пристальным контролем Федерального управления гражданской авиации США (FAA).
Компания заявила о возможной потере около $8 млрд наличными в первой половине 2024 года.
В кратком заявлении компания Boeing подтвердила, что достигла принципиального соглашения с Министерством юстиции по поводу условий урегулирования, подлежащих утверждению. В июне авиастроитель заявил прокуратуре, что не согласен с выводом о нарушении предыдущего соглашения.
По соглашению 2021 года Boeing выплатил уголовный штраф $243,6 млн и признался, что обманывал FAA в отношении непонятной системы управления полетом, связанной с авариями. Компания также пообещала улучшить внутренний контроль безопасности. Взамен правительство через 3 года должно было отозвать уголовное обвинение.
Последнее соглашение подверглось резкой критике со стороны семей жертв катастрофы, с которыми не было проведено никаких консультаций перед его обнародованием. Семьи жертв также быстро подали заявление о возражении против того соглашения. В рамках нового соглашения о признании вины совет директоров Boeing встретится с родственниками жертв катастрофы — с такой просьбой семьи обращались ранее.
«Мы крайне разочарованы тем, что Министерство юстиции продвигает это совершенно неадекватное соглашение о признании вины, несмотря на решительное несогласие семей с ее условиями, — заявила Эрин Эпплбаум, партнер Kreindler & Kreindler LLP, представляющая семьи жертв авиакатастрофы. — Хотя нас обнадеживает тот факт, что Boeing не сможет самостоятельно выбирать наблюдателя, соглашение по-прежнему является не более чем „оплеухой“ и не приведет к значимым изменениям внутри компании».
Соглашение также предусматривает, что правительство само выберет корпоративного наблюдателя и будет осуществлять надзор за его работой, что устраняет обеспокоенность семей в связи с тем, что такой наблюдатель будет полностью независимым.
Boeing также сталкивается с расследованием со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США, Конгресса и большого жюри присяжных в Сиэтле в связи с событиями, которые привели к январской катастрофе на борту самолета авиакомпании Alaska Airlines.
«Хотя многие из нас предпочли бы более жесткое судебное преследование, признание вины в уголовном преступлении является серьезным шагом вперед в привлечении к ответственности по сравнению с первоначальным соглашением с Министерством юстиции об отсрочке судебного преследования», — сказал Марк Линдквист, еще один адвокат семей жертв. — Следующие шаги компании должны включить в себя принятие на себя полной ответственности по гражданским делам и полное соблюдение условий признания вины», — заявил он.